В 2005 году исполнилось 125 лет Рамонской школе.

Главная

Пролог

Школа до 1917

Свободная школа

Бал... и война

И все заново

Школа в 70-89-х

Школа сегодня

Фотоархив

Стихи

Воспоминания

Адрес: Воронежская обл. п. Рамонь ул. 50 лет Октября 7

E-mail: gimnazia_ramony@vmail.ru

rmn-gimn1@shool.vrn.ru

 

Свободная школа"

В 1917 году Рамонь впервые открыто праздновала 1 Мая. «Жители Рамени соединились с крестьянами окрестных сел под красными революционными знаменами с надписью: «Да здравствует III Интернационал!», «Да здравствует социализм», «Земля — народу!», «Женское равноправие!» и т. п., при участии женщин и детей, несших свое знамя с требованием «Свободная школа!», устроили грандиозное шествие с остановками на определенных пунктах» (газ. «Воронежский рабочий», 1917, 11 Maя). Группу учащихся школы сопровождала учительница Клавдия Федоровна Георгиевская (позже она стала организатором, а в 1919 году ее схватили шкуровцы и подвергли зверским истязаниям).

В 1918 году, несмотря на трудности военного времени, Наркомпрос удовлетворил ходатайство управления сахарного завода и общественности Рамони о преобразовании бывшего начального училища в единую трудовую школу второй ступени с девятилетним сроком обучения. По данным М. А. Жихарева, в 1919 году школа уже насчитывала «в обеих ступенях более 300 человек обоего пола и 15 человек школьных работников».

В те трудные годы в Рамонской школе начали свою педагогическую деятельность молодые учителя Илья Павлович Трунов и Петр Федорович Базилевский. Имя математика И. П. Трунова впоследствии стало известно в Воронежской области. Внезапная смерть застала его в 1957 году на посту методиста областного института усовершенствования учителей. Учитель начальных классов П. Ф. Базилевский в 30-х годах заочно окончил пединститут и до конца жизни (1948 г.) преподавал в Рамонской школе физику.

В ноябре 1919 года, как только отгремели бои в Воронежском уезде, дети и подростки устремились в школу. Здание бывшего училища с четырьмя классными комнатами стало тесным даже при двухсменных занятиях. Старшие классы кочевали по разным зданиям Рамони. В 1920 году их перевели в бывший дворец принцессы Ольденбургской, а затем на усадьбу «Ольгино» (ныне территория районной больницы).

О том времени П. Ф. Базилевский вспоминал «Много было приложено усилий, чтобы наладить нормальные занятия в школе второй ступени. Не было, ни мебели, ни учебников, ни наглядных пособий. Занятия проводились в здании бывшего дворца. Учащиеся сидели на скамейках без столов, писали на клочках бумаги, держа их на коленях*. Ученики сами заготовляли в лесу дрова, собирали и ремонтировали классную мебель, наводили порядок в помещении и на школьном дворе. Организующая роль в этом принадлежала ученическому комитету во главе с Александром Чусовым. Положению о единой трудовой школе, ученический комитет избирался на общем собрании учащихся, его председатель участвовал в заседаниях педагогического совета с совещательным голосом. Коллектив учителей возглавлял Сергей Алексеевич Щербаков, инвалид гражданской войны, опытный руководитель и педагог, окончивший физико-математический факультет Московского университета.

Благодаря стараниям, оптимизму учителей и учеников школа перерастала в среднее учебное заведение. В этом — немалая заслуга партийной организации сахарного завода, которая словом и делом помогала школе, считая ее одной из служб своего предприятия.

1922 году состоялся первый выпуск девятилетии. Восемь юношей и девушек впервые в истории Рамонской школы получили документы о среднем образовании. Среди них был Михаил Михайлович Талдыкин, впоследствии инженер-строитель, много лет, проработавший на местном сахарном заводе. В составе Воронежского добровольческого полка он воевал на фронтах Великой Отечественной войны, после тяжелого ранения возвратился на родной завод.

Миновали годы восстановления народного хозяйства страны. Школа росла, улучшались условия ее работы. В 1928 году произошел обмен зданиями между больницей и школой. С той поры школа получила прописку на усадьбе бывшей лечебницы, где она находится и сейчас.

Единственный комсомолец школы Михаил Адаменко в декабре 1922 года организовал и возглавил школьную комсомольскую ячейку из шести человек. Тогда же вступил в комсомол председатель учкома Александр Чусов.

Дел у комсомольцев было много и в школе и на селе. Организовать воскресник по ликвидации хозяйственного прорыва на заводе, разбить цветочную клумбу перед зданием школы — до всего доходили руки молодых активистов. Вечерами они обучали неграмотных, выпускали стенгазеты, репетировали литмонтажи, в которых острый юмор не щадил бюрократов, лодырей, прогульщиков. Находилось время и для изучения политграмоты, для спорта, для охраны революционного порядка в поселке.

Сейчас два бывших вожака школьной молодежи стали уже ветеранами партии и комсомола. М. А. Адаменко посвятил свою жизнь партийной, советской и журналистской работе. В 1932 году он организовал издание первой рамонской районной газеты и был ее редактором до ухода на фронты Отечественной войны. А. Я. Чусов после окончания Воронежского сельскохозяйственного института многие годы работал агрономом в Рамонском и других районах Воронежской области.

Знаменательным в истории школы стал, и 1923 год — это год рождения школьной пионерской организации. 29 июля общее собрание молодежи Рамони. вынесло постановление: «Просить бюро ячейки РКСМ организовать в ближайшем будущем группу юных пионеров». На следующий день бюро заводской ячейки комсомола постановило: «Организовать в селе пионерский отряд...»

В начале 1923/24 учебного года заводская ячейка РКСМ поручила комсомольцам Митрофану Сукочеву и Григорию Салманову создать пионерский отряд при Рамонской школе. Два бойких паренька собрали ребят, рассказали им о детском движении в стране, о задачах юных пионеров. В октябре отряд из 24 пионеров под руководством пионервожатого комсомольца Николая Томашова (погиб в годы Великой Отечественной войны) уже готовился к шестой годовщине Великого Октября. О содержании работы пионерского отряда в те годы вспоминает В. И. Островская: «Поначалу мы изучали законы юных пионеров, Все это было необычно и интересно. Формы пионерской тогда еще не было, зато были красные галстуки и юный патриотизм, который окрашивал все наши дела неподдельной романтикой... А наши праздники! И сейчас, слушая духовой оркестр, я вспоминаю о тех днях, когда мы под его звуки маршировали по улицам Рамони. Но жизнь требовала от нас, юных пионеров, не только торжественного пафоса и строевого шага. Надо было помогать родной стране, выводить народ из мрака к свету». Весной 1924 года пионеры участвовали в закладке памятника-бюста пролетарскому вождю В. И. Ленину.

Сохранилась фотография, датированная 1924 годом. На ней группа комсомольцев с пионерским отрядом: затрапезные фуражки и малахаи, наползающие на глаза, разношерстные пальтишки и пиджаки, сапоги с большой ноги, но зато гордая осанка; на транспаранте текст: «К борьбе за рабочее дело будь готов! На помощь старшим, в борьбе уставшим, смена смене идет».

В конце 20-х — начале 30-х - годов в Воронежской области развернулась борьба за выполнение указаний партии о переходе к всеобщему начальному и семилетнему обучению. В связи с этим восьмые и девятые классы Рамонской школы были временно упразднены. В 1931 году девятилетку реорганизовали в фабрично-заводскую семилетку (ФЗС).

За 10 лет школа второй ступени выпустила около 200 учащихся. Ее воспитанниками можно считать и тех, кому по тем или иным причинам не удалось окончить полный курс обучения. По-разному сложились судьбы этих людей.

Трудовой путь Сергея Семеновича Томашова шел по двум параллельным дорогам: от ученика слесаря до заведующего механическими мастерскими сахарного завода, от любителя музыки до руководителя духового оркестра. Михаил Серафимович Тутуков связал свою жизнь с сельским хозяйством, работал директором Солнце-Дубровской МТС, председателем колхоза. Алексей Иванович Антонов прошел путь от рабочего до сменного инженера сахарного завода. Александр Тихонович Талдыкин стал доктором физико-математических наук, профессором Ленинградского университета; Василий Петрович Антюхин — управляющим районным объединением «Сельхозтехника»; сын школьной уборщицы Николай Васильевич Павельев 'стал депутатом Верховного Совета Белорусской ССР; Андрей Тарасович Гончаренко—агрономом, покорителем целины, (первым директором зерносовхоза «Мирный» в Северном Казахстане, кавалером ордена Ленина. Многие стали учителями. Некоторые из них долгие годы работали в родной школе — Татьяна Андрианова Чернышова, Полина Алексеевна Анохина, Клавдия Михайловна Крюкова (Чередниченко), Елена Ивановна Мельникова, Любовь Александровна Рябчихина, Клавдия Семеновна Чусова.

За три года Рамонская ФЗС в основном завершила охват детей семилетним обучением. Появилась возможность развернуть семилетку в среднюю десятилетнюю школу — в ФЗД. В 1934 году открылся восьмой класс. В него записалось большинство выпускников седьмых классов — более 40 человек. Весной 1937 года школа-десятилетка выпустила 35 первых своих питомцев. К 1940 году она выросла в большое среднее учебное заведение, в котором насчитывалось более 700 учащихся, работало 30 учителей, были физический, биологический и химический кабинеты, учебные мастерские; спортплощадка, пришкольный участок. Гордостью школы стал духовой оркестр, который организовал бывший воспитанник школы С. С. Томашов. Первым директором десятилетки был выпускник Воронежского пединститута Георгий Гордеевич Борзенков. Ежегодный выпуск из двух параллельных классов достигал 50—60 человек. В школьном здании становилось тесно. Решено было построить новый корпус с восемью классными комнатами, вестибюлем и служебными помещениями.

Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства воодушевляла учителей на улучшение учебной и воспитательной работы с молодежью. Главное внимание было обращено на идейное содержание школьного образования: воспитание у учащихся чувства советского патриотизма, формирование материалистического мировоззрения, приобщение к общественной деятельности.

Учителей-коммунистов тогда было немного в Рамонской школе (4—5 человек), но всегда ощущалось их большое влияние на идейную направленность работы школы. Всеобщим уважением за партийную принципиальность, требовательность и доброжелательное отношение к людям пользовался учитель обществоведения Михаил Александрович Лестев. Он был постоянным наставником школьной комсомольской организации, которая насчитывала в своих рядах более ста учащихся старших классов. Комсомольцы самостоятельно, по собственной инициативе решали вопросы об успеваемости и дисциплине своих товарищей, организованно выходили на полевые работы в колхозе.

Выпускники того времени добрыми словами отзываются о своих учителях: Петре Федоровиче Базилевском учителе физики, первом завуче десятилетки, вдумчивом и тактичном педагоге, считавшем школьное дело главным содержанием своей жизни; Елене Васильевне Потаниной — учительнице русского языка и литературы, мастере слова; Зинаиде Андреевне Шульгиной— литераторе, к которому тянулись любители самодеятельных литературных вечеров и спектаклей; Иосифе Ароновиче Каминкере, увлеченно преподававшем математику; Иване Николаевиче Шульгине — биологе, отдававшем все свое свободное время изготовлению наглядных пособий и проведению практических работ; Иване Назаровиче Гудкове — опытном преподавателе истории; Анне Ерофеевне Кривошеевой — учительнице начальных классов, умело воспитывавшей у детей прилежание к учению.

Воспитанница школы Г. П. Касторнова пишет: «Оглядываясь на прошлое, понимаешь, какое большое значение имели для нашего формирования, как личностей, педагоги... Влияние учителей было огромно. Мы получали от них не только знания, мы впитывали их душевные качества, копировали манеру держаться и прочее. Их заслуга в том, что у нас было высоко развито чувство патриотизма, любви к Родине».

Постепенно школа набирала силу. В декабре 1940 года закончилась внутренняя отделка нового здания. После зимних каникул в длинных коридорах раздался первый звонок, ученики заполнили светлые классные комнаты. В старом здании остались лишь учебные кабинеты и несколько старших классов.

Открывались заманчивые перспективы. Намечалось оборудовать в старом здании лаборатории для практических занятий по физике, химии, биологии, оснастить спортзал спортивным инвентарем. Об этом мечтали учителя-предметники. И не только мечтали. Многие из них предпринимали практические шаги к осуществлению задуманного. Война перечеркнула надолго мечты и планы мирного времени.

Наверх